Ренессанс аналоговой печати: что такое ризограф?
Рассказываем, как японский принтер стал любимым инструментом независимых дизайнеров.
Иллюстрация: Rickwood Illustration
Ризограф — это скоростной цифровой принтер, использующий метод трафаретной печати. Его применяют, когда в краткие сроки нужен тираж одноцветных материалов от рекламных листовок до медицинских справок — он отлично подходит для тонких типов бумаги. Но с начала десятых годов его стали использовать независимые дизайнеры для создания сложных многоцветных постеров и зинов, которые легко узнать по ярким краскам, доступным только ризографу.
Рассказываем, как устроен ризограф, его историю, как он стал популярен среди дизайнеров и что нужно учесть при создании макета для него.
Технология
Снаружи ризограф выглядит как куб с лотками для бумаги по бокам и цифровым интерфейсом на верхней части. Внутри в центре аппарата находится съёмный барабан с краской, к которому автоматически крепится трафарет из мастер-плёнки. Программа подаёт бумагу из левого лотка в правый, а крутящийся барабан оставляет на ней отпечаток.
Ризограф уникален тем, что выжигает нужное изображение на плёнке, и этот трафарет затем можно долго использовать вплоть до его износа.
В ризографе одновременно может быть установлен только один барабан с краской, поэтому если вы делаете многоцветную работу, то каждый цвет нужно будет прогнать отдельно. Есть версии аппарата с двумя барабанами, расположенными V-образно, но чаще студии используют более простые версии из-за ограниченного бюджета.
Поскольку мы имеем дело с аналоговой скоростной печатью, то нужно понимать, что изображения получаются немного разными, они могут слегка «скакать» от листа к листу, особенно это заметно в многоцветных работах. Опытные типографы умеют сгладить этот эффект, но всё равно стоит воспринимать любые неточности как «идеальные несовершенства», сопутствующие любой ручной работе.
Аналоговое очарование ризографа также связано с типом краски. Чернила для него делают на соевом масле или на основе рисовых отрубей, поэтому краска не высыхает полностью, и даже полежавшая работа будет оставлять лёгкие следы на пальцах. Поэтому лучше всего печатать на немелованной, более грубой бумаге, которая сильнее впитывает краску.
История
Ризографы сейчас производят многие компании, в том числе известные Ricoh и Duplo, но своё имя они получили от японской корпорации Risosha, которую в 1946 году в Токио основал Нобору Хаяма. Через два года он переименовал её в Riso Printing Company, а в 1963 году она получила нынешнее наименование Riso Kagaku Corporation. С японского riso переводится как «идеал», Хаяма объяснил выбор названия тем, что он не хотел забывать о своих идеалах в трудные послевоенные годы.
Компания изобрела ризограф не сразу. В 1955 году только началось производство соевой краски, мастер-плёнки и машин для ручной трафаретной печати. Первый ризограф появился лишь в 1980 году, это была модель AP-7200. Он состоял из двух частей: техники для нагрева мастер-плёнки и станка для печати. Объединить их в один корпус смогли только в 1984 году, с этого момента и начинается история ризографов практически в том виде, в котором мы знаем их и сейчас.
Тем не менее проблем ещё хватало, старые модели часто подавали бумагу нестабильно, краска иногда ложилась неровно, к тому же не было автоматической подачи и вывода мастер-плёнки. Тиражные работы создавать было непросто, поэтому требовались сотрудники с высокой квалификацией.
Всё изменилось в 1988 году, когда инженеры Riso добавили к устройству цифровые интерфейсы. С этого момента типографы стали точнее попадать в макет, а также это открыло дорогу к новым возможностям: все последние модели печатают в размере 600×600 точек на дюйм, есть встроенный сканер и возможность прямого подключения к ноутбукам.
Бум независимых ризо-студий
Ризограф быстро освоили крупные компании, но с развитием технологий появилось много альтернатив, и постепенно на него обратили внимание независимые студии, близкие к андеграундной культуре. Сначала это были единичные случаи, но с десятых годов по миру прокатилась волна интереса к ризографии, не утихающая до сих пор.
Первыми к ризографу присмотрелись голландские панки из Неймегена, в 1984 году Ян Дирк де Вильде открыл в бывшем сквоте типографию Knust Press. В те дни теряли популярность ризографы Roneo и Gestetner, поэтому списанные аппараты было легко выкупить у крупных компаний, что де Вильде с друзьями и сделал.
В Knust заинтересовались ризографами сначала из практических соображений: они печатали быстро, дёшево и их не надо чистить, но затем типографы стали поклонниками той красоты, которую давали жирные цветные чернила на шероховатой бумаге.
Типография стала печатать для себя и на заказ постеры, зины и книги и занимается этим уже почти сорок лет. За это время Knust стала самой старой ризо-студией с рекордно большой коллекцией цветов ― их свыше пятидесяти, в то время как у других студий менее десятка. При этом Knust используют пять разных моделей Riso и Ricoh с двумя барабанами.
Knust также популяризируют ризографии, помогают консультациями другим студиям, печатают книги совместно с арт-пространством Extrapool, с которым они делят здание, и приглашают авторов к самостоятельной работе в их второй типографии в Амстердаме.
Но Knust — исключение из правил. Настоящий бум произошёл в десятых, когда каждый год в разных странах и городах открывались новые независимые ризо-студии, которых в итоге к сегодняшнему дню стало больше пятидесяти.
Одна из самых известных студий — это Risotto в Глазго, её в 2012 году основала дизайнерка Габриэлла Марселла. Она начала заниматься ризографом на волне интереса к экологичным проектам, поскольку краску для него производят из органического сырья, а сам процесс печати требует мало электроэнергии.
Марселла выполняет заказы на постеры и книги, но также стала знаменита уникальными канцелярскими товарами вроде тетрадей и записных книжек, сделанных на ризографе. Бумагу и другие расходники Risotto заказывает у местных производителей, чтобы не увеличивать углеродный след, а всю свою продукцию они запаковывают в остатки неиспользованной бумаги или повторно используют чужую упаковку.
При этом Risotto одна из тех локальных студий, которая вышла на международный креативный рынок. Марселла часто проводит семинары в других странах и сотрудничает с такими брендами, как Apple, Mini, Puma и Swatch.
Знаменитые ризо-студии есть во многих городах мира, от Drucken3000 в Берлине до Corners в Сеуле, и они часто появляются даже в менее свободных странах вроде Китая, где в Шанхае существует ризо-издательство и галерея Bananafish Books, которое незадолго до пандемии укрепило международные связи ретроспективной выставкой Knust Press.
Ризограф в России
На российский рынок ризограф пришёл в 1991 году, и долгое время его также использовали только для утилитарных целей, а не творчества. Ситуация изменилась на общей волне с появлением ризо-типографии ESH Print, издательств Samopal Books и Sputnikat Press в Москве и Plateau Press в Тольятти.
Студия ESH Print образовалась примерно в 2017 году, и с того момента её мастера постоянно проводят ризо-воркшопы, обучают стажёров, печатают материалы с правилами подготовки макетов и даже выпустили номер газеты Shizo с базовой информацией о работе ризографа. В их студии напечатали больше половины ризографий российских независимых авторов.
Второй крупный центр ризо-культуры — Sputnikat Press, первое полноценное ризо‑издательство, основанное преподавателем БВШД Крисом Рейнбоу и его студентами. Они не принимают заказы, а издают комиксы своих студентов или понравившихся им авторов, иногда объединяя их в серии, вроде цикла комиксов «PersonаЖ».
С ризографом также работает издательство Samopal Books, его основатель Саша Маршани одним из первых в России стал заниматься зин-культурой. Сначала он печатал свои работы на обычном офисном принтере, но незадолго до организованного им первого российского зин-феста освоил ризограф. Samopal Books с мощным кураторским отбором выпускает фотозины уже несколько лет, а в последние годы они также стали принимать заказы вне своего издательского портфеля.
Издательство Plateau Press из Тольятти основал Александр Верёвкин в 2018 году. Он печатает по-настоящему андеграундные одноцветные зины с поэзией, прозой и иллюстрациями таких современных художников, как Александр Бренер, Варвара Геворгизова и Михаил Лёзин. К 2022 году в издательстве вышло уже более сотни зинов.
Одно из главных отличий российских ризо-студий от мировых — постоянные вынужденные переезды из-за проблем с арендой помещений. Поэтому если вы хотите отдать им свои работы на печать, то лучше заранее узнайте их актуальное местоположение на сайте или в социальных сетях.
Памятка дизайнера
При подготовке макета для ризографа помните несколько основных правил от студии ESH Print:
- Макет должен быть в формате от А3 до А7, меньшие форматы надо «замостить» под А3, так вы сэкономите материалы.
- Метки реза не нужны.
- Запечатываемая область: 289×409. Поля: 4/4/4/7.
- Следует избегать плотных заливок по краям, желательно не более 70% плотности, иначе ризограф будет жевать бумагу или она налипнет на барабан.
- Обычное разрешение — 300 DPI; если есть много тонких линий, то лучше использовать 600 DPI.
- Линии не тоньше 0,25 PT.
- Каждый цветовой слой должен лежать в отдельном PDF- или TIFF-файле.
- Только чёрно-белые файлы.
- Минимальный кегль — 6 PT (формат 100/100/100/100), а кегль выше 12 PT (формат 0/0/0/100).
Если хотите совсем глубоко погрузиться в вопрос, то посмотрите вебинар Ксении Левановой о цветоделении для ризографии.